Святой колодник и могилы сожженных
Недалеко от деревни Осинки
Это место является первым из всех скитов, который я посетил. Именно с него началось мое знакомство со скитами. Найти который не составляет никакого труда. С семеновской трассы он выглядит примерно так. Поле да лес. Но если прогуляться по этому полю, то на его окраине видно современное кладбище, от которого в глубь леса ведет тропинка. По ней-то и надо идти, чтоб попасть на бывший скит. Как такового имени у него нет, а называть его Осинковсеим не правильно, так как Осинковский скит располагался у другой деревни Осинки - там сейчас расположены останки Осинковскго единоверческого монастыря.
Местность там довольно болотистая, рядом протекает небольшая речушка, в которой, как говорят местные, иногда находят камни от старых келий. Я, правда, ни одного камня там не нашел. У самого начала тропинки выставлен информационный знак - место это является памятником истории регионального значения, как, на самом деле, многие скиты на Нижегородчине. Табличка рассказывает историю про иноков, которые жили тут в уединении с своих кельях и предпочли сгореть, нежели сдаться петровским разорителям. Ещё говаривают, что все свои накопленные сбережения они спрятали в колодце, над которым сейчас стоит часовенка, а люди со всего района приезжают сюда набрать воды.

Кстати, это был не самый страшный случай самосожжения. После раскола люди жгли себя целыми деревнями и селами! Огромную роль в этом сыграли такие проповедники самосожжения как Капитон и Варнава - своими проповедями они увлекли в огонь не одну тысячу людей. Именно в огне они видели единственный выход из сложившейся ситуации, ведь антихрист уже пришел на землю, и лучше сгореть, чем попасть в его сети. Под антихристом, кроме всего прочего, понимали и патриарха Никона, и Петра... Большинство наставников старообрядчества были против самосожжения, но гари ещё долго полыхали по всей России...
Мостки
До самой часовни проложена дощатая тропинка, так что Осинковский скит является единственным обустроенным до такой степени местом, где когда-то жили старообрядцы.
Вокруг все покрыто черникой, и часто попадаются грибы
На месте келий, где сгорели иноки, вкопаны пять голбцов, за которыми бережно ухаживают.

Если немного углубиться в лес, то натыкаешься на скитское кладбище
Рядом видно довольно много домовых ям - когда то тут были избы или землянки
Часовня
А вот и сама часовенка - внутри находится обустроенный колодец, где каждый может набрать воды.

Колодчик «святым» стал благодаря тому, говорит легенда, что старцы перед сожжением своим успели опустить в него «дары святые», а потому вода в нем чудодейственная да целебная. От всех хворей помогает. От воды этой зубы ломит, а не простудишься. Годов с тех пор прошло множество, век не один. Затянуло кладезь (колодец) старцев и образовался родник.

Другая легенда повествует о том, что родник образовался в том месте, где сожглись старцы в келье своей. Когда останки их с пепелища были убраны и захоронены, души праведных мучеников вознеслись на небо, в пределы райские, а на земле в это время и в этом месте забил родник. Как было на самом деле, знает только Бог Всевышний, но вода в роднике прозрачная, вкусная, без всяких примесей с постоянной зимой и летом температурой плюс восемь градусов (+8°)

Сказывали старожилы, что в разное время предпринимались попытки погубить святыню. В воду лили деготь, мазут, солярку, но безуспешно. Не поддавалась святыня эта. На следующий день родник ключевой снова оказывался кристально чистым, а люди, если их так можно называть, безбожные, с душой черной после «деяний» таких непременно заболевали трясучкой да горячкой. Если они каялись выживали, если нет...

Вообще, в Семеновском районе существует два места под названием Осинки. Вот это и место, где сейчас находятся остатки Осинковского монастыря, про который можно почитать по ссылке.

Я так и не понял, какая между ними взаимосвязь, но лично мне кажется, что после выгонки этого скита, власти построили единоверческий монастырь в другом месте, куда и переселили оставшихся жителей Осинковского сита (те, кто согласился, конечно, и не сжег себя). Именно с помощью единоверия власти планировали бороться с расколом - ведь несмотря на то, что службы единоверческие ведутся по старым книгам и канонам, подчиняются единоверческие приходы РПЦ. Такое часто делали в этих местах, самым известным случаем, конечно, был Керденский единоверческий монастырь, куда после разорения Шарпана передали одну из главных староверских икон, в последствии пропавшую без следа...
Made on
Tilda