Могилы Никандриz, Серапиона, Трефилиz и Софонтиz
Места захоронениz четырех старообрzдческих деzтелей
Сегодня хотелось бы рассказать про могилы отцов Никандрия, Серапиона, Трефилия и Софонтия. Информации про первых трех практически нет никакой: ни в интернете, ни у Мельникова-Печерского. Причем, распрашивая стариков в близлежащих деревнях, я тоже не смог найти совершенно никаких данных, чем они были славны и почему почитаемы у староверов. Если какая-то информация появится, я, конечно же, обновлю этот пост. Если же она есть у вас - я буду невероятно благодарен за неё! Про Софонтия же порядочно информации в замечательной книге Мельникова-Печерского

Первой в поездке была могила отца Никандрия, которую найти оказалось довольно легко - прям в деревне Шарпано.

Его могила находится на деревенском кладбище, совсем недалеко от деревни.

Снаружи она выглядит вот так
Внутри
Чуть ниже течет небольшая речушка, на берегу которой и жил отец Никандрий, а около реки находится колодец с прекрасной чистой водой



На месте расположения его полуземлянки теперь вот такая мусорная куча... Жители говорят, что до свалки на этом месте были видны ещё те старые бревна, вкопанные в землю - именно это и была его обитель. Сейчас, несмотря на то, что это место официально находится на охране государства (Документ о принятии на госохрану № 219), его состояние, как вы видите, плачевное...
В самой деревне староверов почти не осталось...

Нина Александровна себя не относит к старообрядцам, однако все её предки были строверами. Сейчас, говорит, приезжает много людей, которые привозят новодельные иконы и обменивают на них старые - бабушкам особо нет разницы, а те менялы, скорее всего, просто реставрируют раритеты и продают...
- Да лучше поменять, а то ведь тогда просто приедут и ограбят, - вздыхает она...
Шарпано
На обратном пути на одном из деревенских кладбищ нахожу ещё одну памятную могилу - отца Серапиона.
А вот на могиле Софонтия установлен новый крест, а само кладбище, где когда-то находился Духовский скит, находится в лесах, километрах в трех от Кировской трассы, недалеко от Семенова. От скита не осталось вообще ничего, а на месте, где когда-то жил Софонтий, стоит памятный крест.

Софоний, инок-схимник соловецкий, живший в конце XVII в. и положивший начало толку «софонтиевщины». Он один из тех, кому удалось избежать расправы после восьмилетнего сопротивления монахов воинам царским. Пришлось ему после спасения скитаться сначала по Олонецкой да Архангельской губерниям. Затем будучи наслышан о наших Керженских лесах, о недосягаемой для властей жизни в них, прибыл он в скит Смольяны. Здесь состоялась его встреча с настоятелем скита - Дионисием Шуйским (родственником царя Василия Шуйского), от которого Софонтий и получил благословение на основание своего скита «во имя Святого Духа».

Упоминается во многих документах и исследованиях. Жил своим скитом (Во имя Св. Духа) близ деревни Деяново. Похоронен там же. Поставленная над могилой часовенка была уничтожена еще в 1725 г., потом вновь построена. Епископ нижегородский Иаков (1847—1850 гг.) снова ее разрушил, а в 50-х гг. прошлого столетия губернатор Муравьев разрешил построить часовню снова
— Доброе дело, Василий Борисыч, доброе дело. — одобряла московского посланника Манефа. — Побывай на гробнице, помяни отца Софонтия, помолись у честных мощей его…
Великий был радетель древлего благочестия!.. От уст его богоданная благодать яко светолучная заря на Керженце и по всему христианству воссияла, из рода в род славна память его!.. Читывал ли ты житие то отца Софонтия?
— Не приводилось, матушка, — ответил Василий Борисыч. — Очень оно редкостно… Сколько книг ни прочел, сколько «сборников» да «цветников» на веку своем ни видал, ни в одном Софонтиева жития не попадалось.
— Сказание о житии и жизни преподобного отца нашего Софонтия и отчасти чудес его точно что редкостно; мало где найдется его, — молвила Манефа. — Ты послушай ка, вот я расскажу тебе про него, про нашего керженского угодника, про скитского молитвенника преподобного и богоносного отца нашего Софонтия…
Был священноиноком в Соловецкой киновии, крещение имел старое, до патриарха Никона, хиротонию же новую, от новгородского Питирима… Пришел отец Софонтий в здешние страны и поставил невеликий скиток неподалеку от Деянова починка, в лесу. Первый он был в здешних лесах священник новой хиротонии… С него и зачалось «бегствующее» от великороссийской церкви священство… А до пришествия Софонтиева на Керженец, на Смольянах, у бояр Потемкиных да у Салтыкова, жил черный поп Дионисий Шуйский, пребывая в великом подвизе, да Трифилий иерей, пришедый из Вологды, да черный поп Сергий из Ярославля… И те отцы старого рукоположенья соборно прияли отца Софонтия… И жил отец Софонтий в здешних лесах немалое время, право правяще слово истины… Церковные обычаи утвердил, смущения и бури на церковь божию, от Онуфрия воздвигнутые, утишил, увещающе возмутителей и приводяще им во свидетельство соборные правила… Подвиги же его духовные и труды телеснии кто исповесть?.. И по мнозех подвизех течение сверши — ко господу отыде… И честные мощи его нетленны и целокупны во благоухании святыни почивают… Великие исцеления подают с верою к ним притекающим… И в том все христиане в наших лесах уверены довольно.
— Сказывали, матушка, про отца Софонтия, что людей он жигал. Правда ли это? — спросил Василий Борисыч. Нахмурилась Манефа, взглянув на совопросника.
— Не нам судить о том, — строго сказала она. — Нам ли испытывать дела отец преподобных?.. Это с того больше взяли, что отец Софонтий священноинока Варлаама с братиею благословил в келии сгорети… А смутьяны Онуфриева скита в вину ему то поставили, на Ветку жалобны грамоты о том писали, а с Ветки отца Софонтия корили, обличить же не обличили… А хотя бы и вправду людей он жигал? Блажен извол о господе!..
Это нынешним слабым людям, прелестию мира смущенным, стало на удивление, а прежним ревнителям древлего благочестия было за всеобдержный обычай… Оттого то теперешни люди не токмо дивуются, но хулят даже сожжение грешныя плоти небесного ради царствия…"
— Павел Мельников-Печерский "В лесах"
На его могиле я встретил несколько бабушек, которые приводили оставшиеся здесь немногие могилы в порядок.
Сказывали в народе, что верующие, приходящие на могилу Софонтия, особенно больные ногами, брали с могилы землицу целебную. Для этого здесь всегда лежал ковш, которым и доставали земельку через окошечко в срубе надгробном. По мере того, как углубление от взятой земли становилось больше, ручка ковша удлинялась. С годами яма эта стала столь глубокой, что когда однажды семеновский уездный секретарь Скитников пошел на охоту в те края со своей собачкой, та, заглянув в отверстие сруба-надгробия, провалилась туда. Выбраться сама не смогла. Пришлось секретарю уездному подрядить крестьян, чтобы разобрали крышу сруба да вытащили Питона, так собаку звали, из ямы той. С тех пор, говорят, стали засыпать углубление это по распоряжению уездного начальства каждый год, перед Пасхой, землею свежей.
Но, пожалуй, самая "популярная" у староверов местность была в свое время - район села Ларионово и Малое Зиновьево. Именно тут сосредоточено огромное количество памятных мест, скитов, и вообще, довольно много самих староверов.
Недалеко от Малого Зиновьева находится могила отца Трефилия. На ней растет вековая сосна. Вообще, это такая традиция у староверов - сажать на могиле дерево, отчего на многих старых могилах уже стоят очень большие деревья.

По преданию, он пришел в конце XVII в. из Соловков.
На поле я познакомился с местными пастухами - они одни из немногих, кто может показать, где находятся эти, скрытые от глаз простых людей, места.
Рядом с полем расположен святой источник, у которого и жил отец Трефилий - там подрастающие пастухи набирают воду.
Made on
Tilda