Могилы Лотиz и Арсениz
Места захоронениz двух иноков, упоминаемых в Устном керженском синодике
Читаю литературу, связанную с нижегородским старообрядчеством, я наткнулся на преинтересную статью С. В. Сироткина про "Устный керженский синодик". В нем упоминается очень много людей, непосредственно связанных с нижегородским старообрядчеством. Поэтому я решил попробовать найти места их захоронения, или хотя бы приблизительно попробовать понять, где они жили. Текст самого синодика ниже.

Так вот, сегодня я расскажу вкратце про два знаковых места - могилы людей, упомянутых в этом небольшом тексте: инока-схимника Лотия и инока-схимника Арсений Соловецкого. Скажу сразу, что точное расположение этих мест я никому говорить не собираюсь: кому надо - знают или сами найдут. Добавлю лишь то, что большинство могил из этого документа я нашёл, и расположены они так, что самим этот сделать просто нереально.
Помяни, Господи, душа раб своих иноков-схимников и схииниц и всех православных христиан, инока-схимника Трефилия, инока-схимника Даниила и две тысячи сожженных с братьями и сестрами, инока-схимника Лотия, инока-схимника Софонтия, инока-схимника Арсения, инока-схимника Иосифа, инока-схимника Льва, инока-схимника Никодима, инока-схимника Дистифея, инока-схимника Макария, инока-схимника Пахомия, инока-схимника Паисия, инока-схимника Дорофея, инока-схимника Пафнутия, инока-схимника младенца Иакова, инокини-схимницы Феодосии, инокини-схимницы Февронии с сестрами, инокини-схимницы Феклы, инокини-схимницы Дорофеи, инокини-схииницы Анфисы, инокини-схимницы Наталии, инокини-схимницы Голендухи,инокини-схимницы Таисеи, инокини-схимницы Парасковеи, инокини-схимницы Агафии, инокини-схимницы Милетины, инокини Алефтины, икокини-схимницы Клеопатры и Святых Семи Дев, черноризицы Алефтины, священнопротоиерея Иоанна, священнопротоиерея Александра, священноиерея Николы, священнопротоиерея Леонтия, священнопротоиерея Георгия, священнопротоиерея Макарья, священнопротоиерея Иульяна и священноиерея Измайла.
С. В. Сироткин "Устный керженский синодик"
Могила Лотия - одна из самых простых в поисках, так как расположена на поле у одной из больших деревень Семеновскго района.
Издали выглядит она вот так - и не скажешь, что могилка...
Про самого Лотия известно не много, практически ничего, старики уже почти ничего не помнят, а те кто помнил - давно умер... Известно лишь то, что он был одним из первых старцев, ушедшим в керженские леса и поселившихся здесь. Он был иноком-схимником, жившем на рубеже XVII—XVIII вв. К двадцатым годам XVIII века относится упоминание находившейся у починка Ларионова «Лотовой полянки» с кельей, сам же Лотий к этому времени умер и похоронен там же близ деревни Ларионово за рекой Санохтой в поле. Еще в семидесятые годы прошлого века на месте погребения росла ель, а к девяностым уже почти все было распахано. В настоящее время поставлен памятный крест также заросший молодыми елочками, видимо, от той большой ели.

Сейчас его могила притягивает к себе староверов со всей округи в Пасхальную неделю и на Николин день. В основном это приезжие из Семенова, так как в самом Ларионове староверов совсем уже и не осталось...
После этого я собрался очередной раз поискать Старый Шарпан, который уже не первый год мне не давался. Нашел даже человека, который помнил, где он расположен, но был не в состоянии идти со мной. Набросав мне карту на бумаге, я в одиночестве двинулся на поиски пожалуй самого главного из керженских скитов.
Видно, что тут раньше стоял дом, но это явно не место того скита... Побродив по лесу я так и вернулся ни с чем... В очередной раз Старый Шарпан мне не дался... Однако в этом сезоне я все-таки нашел этот важнейший скит Керженского края, однако про это в другой раз.
В самой деревне имеются красивейшие дома, которые, к сожалению, сейчас стоят в запустении.
Следующей я хотел найти могилу основателя Старого Шарпана - преподобного Арсения Соловецкого. Эту могилу найти было сильно труднее, что могилу Лотия, так как расположена она в глухом лесу, где-то за одиноким дачным участком, в котором сейчас буквально пара домов... Хорошо, что по пути мне попались две дачницы, которые и подсказали, где находится это место - иначе ни за что бы не нашел.

Оказалось, что за ней постоянно ухаживают и, кстати, это, пожалуй, самая ухоженная могила, если не считать могилы Софонтия.
Фото столетней давности. М. Дмитриев
Как утверждается, Арсений упоминается во многих исторических сочинениях, однако я что-то так ни одного и не нашел. Если кто-то подскажет, где можно прочитать про него - буду очень благодарен. Известно про него, что после "соловецкого стояния" семеро монахов отправились в керженские леса. Одним из них и был Арсений. Согласно легенде, икона Казанской Божией Матери (дар царя Алексея Михайловича Соловецкому монастырю), явилась во сне иноку и велела идти за ней. Он так и поступил, пока не дошел до притока Керженца - реки Санохты, и не основал здесь Шарпанский Скит. Кроме этого, он же основал ещё один скит, названный в честь него Арсениевым. Тут же он и был похоронен, рядом со своим сподвижником Онуфрием, хотя по свидетельству Мельникова-Печерского, "гробница Арсения находится в лесу, недалеко от уничтоженного в 1853 году Шарпанского скита, близ деревни Ларионова". Видимо, Мельников-Печерский имеет в виду Новый Шарпан, и около него я не встречал могилы Арсения... Видимо, писатель ошибался.

Кстати, последователи Арсения и Онуфрия основали свой толк, который так и назывался - арсениевщиной, (или кузьминщиной). Они отрицали новое священство и в последствии стали основой такого согласния, как Спасово - в свое время, самого распространённого в Нижегородской губернии.
Made on
Tilda