Феодосий

Один из основателей скита Смольzны
Через десять лет по основании, Ветка сделалась средоточием всей поповщины, ее митрополией. Это случилось вследствие переселения сюда из Керженских скитов черного попа Феодосия. Много странствовал на своем веку этот человек. При начале церковного раздора ушел он из Рыльского монастыря на Донец, но был пойман, судим и, по лишении сана, заточен в Кирилловом Белозерском монастыре. Здесь сидел Феодосий семь лет и обратился к церкви, но когда его заставили читать синодик и дали ему некоторую свободу, он бежал в Поморье, а оттуда в керженские леса, где вместе с пошехонским дворянином Федором Яковлевичем Токмачевым поселился на Белмаше, а потом в скиту Смольяны, который был тогда центром всего Керженца и Чернораменья.

Прежде жил тут Дионисий Шуйский, у которого был довольный запас мира и святых даров, освященных еще при патриархе Иосифе. Это возвысило Дионисия на степень главы старообрядчества. Не имея ни антиминсов, ни одиконов, - ни Дионисий ни другие попы, уклонившиеся в раскол, не могли служить литургий, и тот, у кого было более старых запасных даров, делался самым влиятельных человеком. За дарами приезжали на Керженец издалека, и повсюду распространялась слава Дионисия и Керженца, в то время еще не разделившегося на секты. Феодосий около 1690 года сделался преемником Дионисия и вместе с Токмачевым правил всем Керженцем: собирал соборы, распространял и поддерживал раскол, и этим обратил на себя зоркое внимание правительства. Начались розыски. Токмачев был арестован, его судили и сожгли, а друг и собеседник его Феодосий успел бежать в Калугу.
Кириллово-Белозерский монастырь. Фото: Wikipedia
Смольяны были разорены дотла. Это было в 1694 году. Феодосий, не имея при себе ни мира, ни запасных даров, которые при скором бегстве оставил в Смольянах, чувствовал, что он лишился влияния на старообрядцев; что слава его, как главы раскола, миновала. В Калуге представился однако ему счастливый и совершенно неожиданный случай поправить дела. Выше сказано было, что старообрядцы в то время нигде не служили обедни, и что у них повсюду чувствовался крайний недостаток в святых дарах. В Калуге стояла одна ветхая церковь Покрова Богородицы. Много лет уже не отправлялось в ней, за ветхостью, церковной службы; но церковь не была нарушена: в ней был и престол, и антиминс, освященные еще при патриархе Иосифе, и иконостас времен Ивана Грозного. Старик Феодосий, уже более полувека не служивший обедни, изыскал случай ночью, в великий четверток 1695 года, свершить в этой запустелой церкви литургию и освятить запасные дары. Все сделано было сообразно требованиям самых строгих ревнителей старого обряда. В дониконовской церкви, на дониконовском антиминсе, дониконовского рукоположения священник совершил литургию по старому «Служебнику». Святость даров, освященных Феодосием, была для всех несомненна; даже самые беспоповцы просили у него совершенных им даров. Феодосий разослал частицы их по всем сторонам, где жили старообрядцы, и его падавшая было слава возникла в новом, больше прежнего блеске. Осталось неизвестным, каким образом Феодосий получил доступ в калужскую церковь, но полагать надобно, что тут действовали деньги, ибо вскоре после того Феодосий сделался владетелем Иоановского иконостаса, сто лет с лишним находившегося в калужской церкви, в которой удалось ему отслужить обедню, доставившую ему столько славы и влияния. В русских пределах с такими приобретениями Феодосию оставаться было небезопасно: розыски его не кончились. За литовским рубежом было надежнее и безопаснее. На Ветку усердно звали его тамошние старообрядцы, сведав, какими сокровищами он обладает. Ветковские отцы послали искусного старца Нифонта и других в Калугу с просительными письмами к Феодосию, приглашая его к себе на жительство. Феодосий согласился и в 1695 году перешел литовский рубеж и явился на Ветке, «вси же радостными приветствы возблагодариша приход его к ним и вси радостное торжество о нем сотворяюще, всяко место и всяк дом радостное возглашающе, ликующе, купно и вселящеся на вступление того, вси увядшие печалию весело ходжаху».
Ветковский музей, который хранит коллекцию ветковской старообрядческой иконописи. Фото: Wikipedia
Посмотрел Феодосий и видит – ветковская моленная мала, не может вмещать всех богомольцев, ибо с каждым днем население тамошних слобод увеличивается сбегавшими за границу старообрядцами. И велел ее распространять. В несколько дней срубили из дубового леса большую церковь. Феодосий поставил в ней калужский иконостас и вместе с двумя попами – родным братом своим Александром и приехавшим из Москвы Георгием – освятил церковь во имя Покрова Богородицы. Это была первая раскольническая церковь, и литургия, совершенная тремя попами в день освящения ветковской церкви, была первая раскольничья обедня.

Феодосий сделался главою всей поповщины, он рассылал благословение и святые дары по всем общинам, принимал беглых от господствующей церкви попов и раскольников. Самый Керженец преклонился перед ветковской: туда, в это бывшее дотоле средоточие всей поповщины, Феодосий посылал грамоты, как власть имеющий.

В 1687 году Феодосий был арестован и выдан в Москву.