Ефрем Потемкин

Инок, постриженник Смоленского Бизюкова Крестовоздвиженского монастыря близ Дорогобужа, деятель раннего старообрядчества.
Ефрем родственник С. Потемкина, Ф.М. Ртищева. Имел сестру, также инокиню, имя которой неизвестно. Свои воззрения сформировал под влиянием антиуниатской и антикатолической литературы, распространенной на Смоленщине. После освобождения Смоленска и учреждения там архиепископской кафедры, ставшей насаждать никоновские новшества, Ефрем пришел к убеждению, что в Церковь проникла "латынская прелесть".

По его мнению, антихрист уже явился в лице патриарха Никона, который осквернил церкви и реки, и жить стало можно только на болотах. По старообрядческой легенде Ефрем был в числе основателей скита Смольяны, или "Старого Керженца". На заседании Собора 1666 года говорили, что «ныне-де он, Ефрем, жил меж Нижнева Новагорода и меж Ветлуги на Козленицких болотах тому четвертой год» скит находился, как доносил позже голова московских стрельцов полковник А. Н. Лопухин:

«от Нижнего верст з двести и болши за Волгою рекою в болших лесах меж болот, а те, государь, леса пошли к Ветлуге, тех лесов будет верст с триста и болши, сел и деревень нет: все леса».

Ефрем иногда покидал свое жилище:

«Ис той-де пустыни выхаживал в Нижней Новгород, и на Болахну, и к Макарею, чюдотворцу Желтовоцкому, хлеба и соли купить».

Эти поездки совершались не только ради житейских нужд, но и для проповеди идей старообрядчества:

«Когда по случаю нужды ради хлеба и соли исходил, и учил о знамении крестном и о Символе веры».
Смоленский Бизюков Крестовоздвиженский монастырь
В связи с началом соборов 1666-1667 гг. 23 марта Ефрем был арестован, доставлен в Москву, а скит его сожжен. На соборе он повинился (но существовали сомнения в искренности его покаяния), был приговорен к публичному самоопровержению, после чего прощен и отослан в московский Новоспасский монастырь.

Как следует из показаний Ефрема, данных в 1666 году на заседании Собора в Патриаршей крестовой палате, он принял постриг ок. 1656 года в Бизюковом в честь Воздвижения Креста Господня монастыре близ Дорогобужа. Прекрасно знавший антиуниатство и антикатоличество сочинения юго-западнорусских богословов, монах стал рьяным защитником «старой веры» и обличителем «новин». Его писания входили в круг авторитетных старообрядческих текстов, хранившихся у Феоктиста, игумена московского во имя святителя Иоанна Златоуста монастыря, который получил их «у старца Зосимы золотописца («тетради» Ефрема среди других материалов были конфискованы при обыске у Феоктиста на Вятке в январе 1666). Написанные Ефремом в эти годы сочинения пользовались авторитетом у единомышленников.
Запись показаний Ефрема Потемкина на заседании Собора в Патриаршей крестовой палате 12 июня 166 года. ГИМ. Собрание свитков. №1143
Благосклонное и уважительное упоминание Ефрем в полной полемических выпадов «Книге обличений, или Евангелии вечном» протопопа Аввакума свидетельствует о том, что даже после принесения раскаяния на Соборе 1666 года его авторитет в старообрядческой среде оставался неизменным. Обращает на себя внимание и еще один факт: пустозерские узники были хорошо осведомлены о многих событиях, происходивших в центре России, поэтому упоминание Ефрема в «Книге обличений» может указывать на то, что в середине 70-х гг. XVII века, когда писалось это произведение, Ефрем был еще жив. Имя Ефрема Потёмкина, внесено в синодик Новодевичьего монастыря 1710 года.