Быстренский скит
Один из немногочисленных спасовских скитов Керженского краz
Есть в Заволжье скиты, про которые осталось много информации, как документальной, так и художественной. А есть такие, про которые даже специалисты ничего сказать не могут. К ним однозначно относится скит, про который рассказывает эта статья. Ну и скит матушки Фотиньи тоже один из самых неисследованных.

Быстренский скит был Спасова согласия (как и соседние Дорофеинский и Ворошиловский). Он упоминается в 1800 году. При Мельниковском зорении еще существовал с 6 инокинями, а потом превратился в деревню.
Домовая яма на месте строения
Так как историческая справка на этом и заканчивается, попробую вкратце рассказать про то, кем были спасовцы.

Спасовцы, спасово согласие — одно из беспоповских направлений старообрядчества. Возникло в конце XVII века в среднем Поволжье и изначально не было связано с северными беспоповцами (федосеевцами и поморцами).

Основателями спасова согласия в некоторых источниках указываются Козьма Андреев и Козьма Панфилов из Керженца или просто некий крестьянин Козьма. По имени Козьма первоначально течение иногда называли козьминщиной, о чём упоминает в одном из первых противостарообрядческих исторических трудах бывший старообрядец Василий Флоров:
«...беспоповщина, под именем Козмы, называемая Кузминишна, она же Нетовщина. <..> Учитель их Козма бысть мужик неук, невежа, едва азбуку совершенно знал. Подруга себе имел второго Козму, называемы были Куземочки».
Рябина на месте скита
Заросли шиповника тоже свидетельствуют о том, что когда-то тут жили люди
Однако в собственном сочинении спасовцев, «Свидетельстве от Божественнаго Писания и от истории иноческаго жития о непре­рывном основании христианския веры под именем спасова согласия», написанном на рубеже 60-70-х годов XIX века, об основателях Козьмах не упоминается, а ис­тория течения возводится к Ладожскому скиту, основанному в конце XVII века в Поморье, в Повенецком уезде.

Главной идеей учения является то, что в мире воцарился Антихрист, благодать взята на небо, Церкви больше нет, таинства истреблены. Сам человек не может способствовать своему спасению, спастись можно только через молитву Спаса (Сына Божьего), только Он знает, кто и как спасётся.

Основным отличием нетовцев от большинства старообрядческих толков является то, что, считая православную церковь еретической, тем не менее, при переходе православного в нетовщину, они требуют не повторного крещения, а только произнесения семипоклонного начала и обещаний без их согласия «ни с кем не молиться и не сообщаться в пище, а также блюсти некоторые обычаи в молитве и одежде».

Нетовцы не только принимают новых членов без повторного крещения, но и своих новорожденных крестят у православного священника. Это связано с тем, что нетовцы, не имея своих священников (так как беспоповцы), считают, что крещение должен совершать «какой бы ни был, но всё-таки поп, а не простой мужик». Хотя некоторые толки от крещения со временем стали отказываться. За принятие крещения от православного священника нетовцы подвергались резкой критике со стороны других старообрядческих толков.

Со временем нетовцы разделились на несколько толков, среди которых:

нетовщина глухая (иногда — староспасовцы) — основная часть нетовцев, по самоназванию которых «спасово согласие» иногда называют всех нетовцев вообще. Не признают исповеди, не совершают уставных молебнов, вместо которых они только читают Псалтирь и кладут поклоны, используя лестовку;

поющие нетовцы, напротив, признают исповедь и отправляют службы, совершая пение по уставу;

отрицанцы выделились из основного течения в сороковых годах XIX столетия. Их название связано с требованием от приходящих из православия отрекаться от неких ересей. Кроме того, в отличие от большинства нетовцев, отрицанцы сами крестят своих младенцев, а для заключения брака достаточно просто благословения родителей;

новоспасовцы так же, как и отрицанцы, крестят младенцев сами, считая, что это таинство может совершить любой мирянин.
Памятный крест, установленный на месте бывшего Быстренского скита. Установлен он был лишь в 2016 году. Рядом с ним растет вековая ель
Памятный крест и вековая ель
Крест располагается на месте самого скита, в то время как кладбище скита находится поодаль, метах в 300 от этого места.
еДойдя сначала до первой теоретической локации скита (а вычислял я их по старым картам и урочищам), я не увидел там ничего, что свидетельствовало бы о нахождении скита здесь. Хотя домовые ямы и, особенно, старые дороги явно прослеживались. Причем дороги эти вели в сторону той локации, где и располагался скит и его кладбище.

При 30-тиградусной жаре, в брезентовом костюме, перчатках (комары, слепни и клещи лютуют в это время) я пробрался по старым дорогам до места бывшего Быстренского скита и наткнулся там на свежепоставленный крест. Рядом располагалось кладбище, которое отмечено ещё на советских картах.
Болотце около кладбища
Кладбище находится на пригорке и довольно велико. Правда, за ним, похоже, уже никто не ухаживает - ограда его упала, как и многие кресты с голбцами...
После этого, уже по нормальной дороге, я вышел опять к железной дороге и по шпалам вернулся в машину. Вот и найден очередной скит, скрывающийся среди лесов и полей наших
Made on
Tilda