О Семибратской Долине

Вместо вступительного слова
Впервые слово "скит" я услышал когда, когда начал заниматься кладоискательством. Тогда ещё это не было запрещено законом. Сначала я не понимал вообще, что это такое, но многие копари очень любили бродить с металлоискателями в районе скитов, поэтому у меня сразу сложилось впечатление, что это были довольно богатые места. Позже я, конечно, разузнал, что это такое: скит - это своеобразное поселение, как правило уединенное и монастырского типа.

Скажу сразу, точные местоположения их я раскрывать не буду, найти их довольно сложно. Но можно при желании. Поэтому те, кому это надо, сами найдут, это не секретная информация. Но, ещё раз, покататься и побродить на нашим полям-лесам мне пришлось порядочно. Причем местные жители часто и сами не знают, что живут рядом с бывшими скитами - и это понятно - часто от них остается только ветхое кладбище, а то и просто пара голубцов да прудик. Но гуляя по таким местам невольно ощущаешь чувство какой-то запредельной древности. Знаете, у меня такого не было даже внутри пирамид, а гуляя по комаровскому кладбищу - было. Тут ты прикасаешься со своей родной историей, уже далекой, но все ещё доступной. Только ради этого стоит искать оставшиеся скиты и делать про них репортажи.

Ну все, хватит лирики, давайте немного окунемся в историю и посмотри, что же осталось от прошлых центров старообрядчества в России
Голбец - характерный надгробный старообрядческий памятник
На нижегородской земле было очень много скитов, и все они неразлучно связаны с таким событием 17 века, как раскол Русской Православной церкви. Я не ставлю цели подробно рассказать о причинах раскола, если кто-то этим заинтересовался, можно почитать многочисленную литературу и информацию в интернете - её довольно много. Однако про сам раскол и его последствия я немного расскажу, чтоб вы представляли себе общую картину происходящего, без этого трудно будет полностью представить жизнь скитов до их разрушения. Я не историк и не религиовед, поэтому расскажу все "на пальцах".

Как известно, 17 век в России был веком, когда начала править новая династия царей - Романовы. После польской интервенции в стране царила разруха и хаос, государство практически заново строилось. В середине 17 века оно более менее поднялось с колен, разогнав оставшихся иностранцев и лжецарей. На этом фоне в духовенстве появилась группа так называемых "боголюбцев", которые боролись как за чистоту нравов, так и за верховную власть церкви в обществе. Среди них было много впоследствии известных людей - Неронов, будущий патриарх Никон, главный мыслитель старообрядчества Аввакум и некоторые другие. Да, начинали они вместе и идеи у них были одинаковые, но немногим позже их взгляды разошлись - Никон, со временем приблизившийся к царю Алексею Михайловичу, был довольно властолюбивым человеком, мечтавшим о воцарении православной державы - Руси, как преемницы единственно правой веры - византийской. Царь сначала поддержал эту идею, призвал греческих церковников, чтоб те якобы привели русскую веру, давно ушедшую от канонов византийской, к канонам своей прародительницы. Однако греки сами давно отошли от византийской веры, как утверждают многие ученые, в русской вере было намного больше старины и ортодоксальности, нежели в новогреческой. Реформа была принята. Касалась она правки книг, богослужений, церковных обрядов и прочего. Все эти реформы были приняты в 1650-1660 годах, когда Никон был поставлен патриархом Руси.

Именно эта реформа и вызвала раскол в церкви: те, кто не принимал новые книги и богослужения назывались раскольниками. Фактически, приверженцы старой веры были объявлены вне закона. Сам же Никон, из-за своего характера, желания преобладания церкви над светской жизнью в стране, очень скоро лишился сана и был сослан в монастырь. При пересылке из одного монастыря в другой, бывший Патриарх скончался...

После этого стали образовываться всевозможные деления на толки, основными были беспоповство и поповство. На самом деле эти толки тоже делились на огромное количество более мелких (нетовцы, федосеевцы, даниловцы, спасовцы и другие). Разница их была в том, что беспоповцы не признавали священство, которое было рукоположено после раскола, а поповцы - принимали, причем часто "беглых" священников от новой церкви. Основным центром поповства был нижегородский край, а беспоповцы в основном проживали в северных областях страны.

Почитание старообрядческих учетилей началось довольно давно. Ещё 1779-1780 годах старообрядец Никита Павлов рассуждал "о нетленных мощех на Керженце и Иргизе". Да, именно на Керженце осело самое большое количесто беглых старообрядцев, которы потом, из-за новых гонений, стали продвигаться на Урал и в Сибирь. Там, "за камнем", кстати, старообрядцев до сих пор называют кержаками.

Больше всего староверов селилось в долине реки Санохты - небольшого притока Керженца, районе, который в народе называли "Семибратской долиной". Сюда, по преданию, пришли и поставили свои кельи семеро соловецких монахов: Арсений, Никанор, Онуфрий, Софонтий, Трифилий и Адриан. Именно в этой районе сейчас я и ищу остатки скитов и старообрядческих поселений.

Бывшие же "коллеги" Никона были также сосланы в дальнюю ссылку на север. Большинство из них держали в темных землянках, пытали, морили голодом, но все равно такие люди, как Аввакум и оттуда рассылали свои послания по всей Руси. Кстати, большинство из них до самой смерти надеялись, что царь отменит эти нововведения и восстановит старые порядки. Царь не отменил. Аввакума, как и многих других старообрядцев, казнили...

До сих пор РПЦ служит по исправленным книгам и новым канонам, правда сейчас Русская Православная Старообрядческая церковь не находится в гонении и любой человек (при желании) может стать её прихожанином.
Карта тех мест 1735 года
Но не всегда было так. При Алексее Михайловиче их пытали, казнили, выдирали ноздри... При Петре, в детстве сильно напуганном стрелецким бунтом (практически все стрельцы были приверженцами старой веры), их также выслеживали, облагали огромными дополнительными налогами (на бороды, на старорусскую одежду...). Многие из старообрядческих толков даже считали его антихристом. Особено после так называемого "питиримого разоренья", когда патриарх Питирим прошелся по скитам и многие из них разрушил, выгоняя жителей по деревням, а то и загоняя в тюрьмы. Правда позже, когда Петр понял, что большинство крупных промышленников и купцов тоже старообрядцы и приносят неплохой доход казне, немного смягчился к ним. Но все равно, до эпохи Екатерины II они были фактически вне закона.

Екатерина официально признала старообрядчество и даже насильно переселяла многие крупные заграничные поселения старообрядцев обратно в Россию (а за время гонений их за границей образовалось очень немало.)

Вторым гонителем старообрядчества стал Николай I, который также посылал "разорять" керженецкие скиты, и не кого-то, а того самого Мельникова-Печерского, так хорошо описавшего быт и нравы старообрядческой среды в своих "В лесах" и "На горах"! Да, именно он, как бы казалось, любитель всей этой старины, заправлял николаевскими гонениями старообрядцев в нижегородской крае.

Почему именно нижегородский? Потому что, как я уже сказал, у нас, на реке Керженец, был центр поповства. Скиты тут появились еще до раскола, например Смоляны
Семибратская долина на карте Менде
Николай Александрович Бугров
Так почему же, если на старообрядчество были такие гонения, они аж до революции сохраняли такое большое количество своих приверженцев? Одной из причин этого было то, что старообрядцы были очень предприимчивыми, деловыми, работящими людьми, не любившими тратить денег понапрасну и отвергающие пьянство. Прекрасным представителем нижегородской старообрядческой общины был Николай Александрович Бугров.
Бугров был одним из успешнейших предпринимателей России, и уж точно самым успешным нижегородцем! До сих пор по всей области у нас сохранились его мельницы, промышленные и не только промышленные здания, построенные этим лидером беглопоповской общины. Кстати, производством такой интересной вещи, как лестовка, свойственной старообрядцам, занимался именно он
Очень многие дома были построены именно им, причем не только дома, приносящие доход, но и многочисленные ночлежки для бездомных (на Рождественской, например), вдовьи дома (ныне политеховское общежитие №2 на площади Лядова).

На фотографии Дмитриева можно увидеть, как выглядел "съезд" старообрядцев в Нижнем
А таких "бугровых" по всей России было не так уж и мало, особенно в Москве, торговом Поволжье, промышленном Урале и в Сибири. Во многом именно благодаря им старообрядчество не просто не сдавало позиций, но и расширялось.

Сейчас в Нижегородской области довольно много старообрядцев - она занимает одну из лидирующих позиций в России по количества приверженцев Старой Веры. В основном это прихожане РПСЦ и РДС, причем именно в Семеновском районе, где и расположены были скиты, почти все старообрядцы - прихожане РДЦ.

На этом сайта вы найдете на самом деле уникальную информацию в виде полноценных статей, фотографий и видеосюжетов об этих местах, прикоснетесь в той древности, которая уже довольно давно скрыта от людских глаз в дремучих лесах и болотах Семеновского района Нижегородской области
Поддержать проект финансово вы можете по ссылке
Made on
Tilda